Eng Қаз | Рус | Login

Закрыть

Статьи и публикации председателя

«Білімді ел-Образованная страна» № 11 (48) от 14 июня 2016 года

Повышение компетентности педагогов в условиях перехода к обновленному содержанию образования

            В Стратегическом программном документе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева План нации «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» в сфере образования, как главные приоритеты, определены поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения в контексте развития функциональной грамотности, создание системы стимулирования успешных школ.

         Педагогической общественности страны предстоит большая работа по внедрению Дорожной карты трехъязычного образования как главного условия повышения конкурентной позиции нации в мире.

В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел», которая постепенно внедряется в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы. Национальная идея в тесной связи с историческим наследием, патриотизмом, духовностью народа, синтезом традиционных ценностей, международных реалий должна стать основой идеологии казахстанского общества.

 Формирование новой общественной парадигмы сознания основано на  принципах утвержденной Указом Президента РК  Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства: «Единство в многообразии», «Одна страна – одна судьба», «Большая страна – большая семья». Позиции Концепции, касающиеся образования и воспитания подрастающего поколения,  налагают на педагогическую общественность страны большую ответственность. 

Ключевая роль в реализации вышеуказанных задач  принадлежит учителю. Прежде всего,  обновление содержания образования невозможно без формирования нового взгляда педагогов на свою деятельность. Очень важно, чтобы учитель понимал суть новых требований к педагогическим кадрам:  формирование функциональной грамотности учащихся,  обеспечение современными технологиями обучения, в том числе и здоровьесберегающими технологиями, направленных на подготовку учащихся к жизни и др.  Школа должна воспитывать учащихся, умеющих ставить перед собой цели, достигать их, активно общаться, жить в информационном  и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность и др.

В современном стремительно меняющемся мире главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать - это постоянное стремление  совершенствовать свое педагогическое мастерство и повышать свою профессиональную компетентность.        Именно поэтому на базе Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» проводится масштабная работа по повышению квалификации педагогических работников,  которые должны стать движущей силой в реализации глобальной задачи по обновлению содержания образования.

   В филиалах НЦПК «Өрлеу» профессорско-преподавательский состав совместно с тренерами ведут работу по  формированию ИКТ – компетентности учителей по использованию Smart-технологий, развитию профессиональных компетентностей педагогов  по  раннему развитию детей, полиязычию, внедрению новых подходов в повышении эффективности образовательного процесса, развитию проектных и исследовательских навыков учащихся.   Всего в 17 филиалах НЦПК «Өрлеу», расположенных во всех регионах Казахстана  в течении одного года проходят повышение квалификации более 60 тысяч педагогов различных категорий. Из них по обновленной программе обучения до 12 августа текущего года пройдут повышение квалификации 39162  учителей начальных классов.  

В ходе курсовой подготовки усиливается практическая направленность обучения, широко используются интерактивные методы и формы, презентации проектов, семинары-коучинги, дебаты,   тренинги, ролевые игры, кейс-технологии, которые активизируют познавательную деятельность слушателей курсов, способствуют личностно-профессиональному развитию педагогов.

         Практика показывает, что улучшение качества обучения воз­можно только через личностное и профессиональное развитие учителя. Отличное знание предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя всегда высоко оцениваются учащимися. Большое уважение,  любовь ученики проявляют именно к мастерам своего дела. Это обязывает учителя  держаться на уровне современной науки и методики преподавания.

Одной из ключевых задач Государственной программы развития образования является совершенствование менеджмента в образовании. Эта потребность остро проявилась в связи с процессами модернизации, происходящими в сфере образования, необходимости повышения уровня ответственности в управленческой деятельности, укреплении социально-психологического статуса личности руководителя.

 В связи с этим, особое внимание в Национальном центре  повышения квалификации «Өрлеу» и его филиале - Республиканском  институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования (РИПКСО РК)  особое внимание уделяется совершенствованию повышения  квалификации  руководителей организаций образования всех уровней с учетом лучшего мирового опыта. Например,  за прошедшие полгода курсовую подготовку прошли более 500 руководителей   организаций    образования.

В современных условиях важны эффективные формы и методы подготовки менеджеров – лидеров успешной школы, повышение уровня правового сознания, статуса, имиджа и конкурентоспособности руководящих  кадров. Именно руководитель  является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности организации образования и достижении принципиально нового качества обучения.

 Система повышения квалификации призвана играть ведущую роль в решении поставленных Главой государства задач, комплекса духовных, культурных, языковых проблем, в укреплении общенациональных ценностей. Ее результатом повышения квалификации становится внедрение полученных слушателями знаний в их повседневную педагогическую практику. Очень актуальна в этом плане посткурсовая поддержка учителей и мониторинг. В филиалах НЦПК «Өрлеу» проводится разнообразная работа по оказанию эффективной методической помощи опорным, базовым школам по новым образовательным стандартам,  внедрению современных технологий обучения в учебный процесс. С целью пропаганды и распространения научных достижений, инновационных технологий в преподавании большое внимание уделяется проведению международных конференций, республиканских семинаров и вебинаров, круглых столов по обсуждению различных проблем системы образования.  Таким образом, повышение квалификации учителей проводится не только на базе институтов повышения квалификации, но и через посткурсовую деятельность.  Так, в настоящее время НЦПК «Өрлеу» проводятся Вторые Республиканские педагогические чтения:  «Инновации и опыт в образовании: вызовы времени». Они проводятся в несколько этапов: внутри организаций образования; районные (городские) чтения; областные чтения; Республиканские педагогические чтения.  На педагогических чтениях рассматриваются вопросы, освещающие основные тренды в сфере образования и науки: обновление содержания образования, воспитание подрастающего поколения в контексте национальной идеи  «Мәңгілік ел», трехъязычное образование, реализация новых подходов в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров и др. Работы участников педагогических чтений были представлены в различных формах: инновационный проект; авторская программа; программа развития организации образования. 

Мы были рады стремлению учителей страны принять самое активное участие в педагогических чтениях. Это очень хороший показатель!   Всего в Республиканских педагогических чтениях приняли участие 32824 педагога из 7803 организацийобразования. По итогам районных (городских) и областных этапов 122 лучшие работы были рекомендованы для участия в заключительном республиканском этапе, который пройдет 23-24 июня сего года в Павлодаре.

 Для повышения мотивации к профессиональной самореализации, выявления и распространения значимого опыта педагогов совместно с управлениями образования в регионах проводятся  педагогические форумы, марафоны, конкурсы профессионального мастерства: «Лучший методист года», «Лучший психолог», «Лучший преподаватель филиала», «Білім беру ұйымының Іскер – көшбасшысы».  Эти мероприятия позволяют  объединить новую плеяду педагогов-новаторов, стимулировать и внедрять в практику лучшие педагогические идеи.

Анкетирование педагогов, прошедших повышение квалификации показывает, что уроки сертифицированных учителей стали принципиально отличаться от традиционных, активно используются развивающее обучение, коллективная, индивидуальная, парная, групповая  формы работы, новые методики оценивания знаний. И самое главное, отмечается успешность их учеников. Сами учителя отмечают, что после курсовой подготовки они вносят рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность. И это нас радует!

Конечно, работать над усовершенствованием себя непросто. Создавать ежедневно на уроке атмосферу творчества тоже нелегко. На каждом уроке, в любом мероприятии ставить продуманные воспитательные цели и задачи, своим примером, отношением к педагогическому труду формировать личность будущего гражданина – дело ответственное. Но во имя побед своих учеников учитель должен неустанно продолжать учиться, познавать новое, совершенствовать профессиональное мастерство, чтобы соответствовать высокому статусу современного Учителя.