Eng Қаз | Рус | Login

Закрыть

Статьи и публикации председателя

Білім берудегі менеджмент 4(79) 10.12.2015

К 50-летию

Республиканского института

повышения квалификации

руководящих и научно-педагогических

работников системы образования

Г.К. Ахметова,

            

Председатель Правления АО НЦПК «ӨРЛЕУ»,

доктор педагогических наук, профессор

Учить учителей

Обновление содержания образования невозможно без формирования нового взгляда педагогов на свою деятельность.

           Как подготовить учителя к глобальным изменениям в преподавании? Чему и как учить современного педагога, уже зарекомендовавшего себя в своей школе, среди учеников и коллег? Эти вопросы стоят перед работниками системы повышения квалификации, так как наша работа ориентирована на учителя, на совершенствование его деятельности и компетентности.

           В Стратегическом программном документе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева План нации «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» в сфере образования определены направления на внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения в контексте развития функциональной грамотности, реализации компетентностного подхода.

Пристальное внимание Главы государства к системе образования свидетельствует о важности данной сферы в развитии нашей страны, укреплении конкурентной позиции в мире и обеспечении экономического роста через формирование интеллектуального капитала.

 В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел», инициированные Министерством образования и науки РК, которые будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.

Одной из ключевых задач Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы является совершенствование менеджмента в образовании. Эта потребность остро проявилась в связи с процессами модернизации, происходящими в сфере образования, необходимости повышения уровня ответственности в управленческой деятельности, укреплении социально-психологического статуса личности руководителя.

 В связи с этим, особое внимание в Национальном центре  повышения квалификации «Өрлеу» и его филиале - Республиканском  институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования (РИПКСО РК) уделяется совершенствованию повышения  квалификации  руководителей организаций образования с учетом лучшего мирового опыта.    В современных условиях важны эффективные формы и методы подготовки менеджеров – лидеров успешной школы, повышение статуса, имиджа и конкурентоспособности руководящих и научно-педагогических кадров всех уровней образования (от дошкольного до вузов).

В эти дни проходят торжественные мероприятия, посвященные 50-летию Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников. Интересна сама предыстория культурно – исторического, педагогического прошлого, становления и развития системы повышения квалификации, в том числе Республиканского института повышения квалификации.

Что послужило началом становления системы повышения квалификации? Если заглянуть вглубь истории, начало, наверно, положено первым законом о национальных школах, который  был опубликован 26 марта 1870 года. В соответствии с этим законом в Казахстане во второй половине ХІХ века стали создаваться русско-казахские школы. Уже тогда учителям оказывалась помощь в виде методических писем, в которых давались советы педагогам.

С ростом сети школ возрастали требования к грамотности и методике преподавания. Органы народного образования проводили методические совещания, на которых проходил обмен мнениями по общим вопросам организации учебной работы в школах и повышению грамотности самих учителей. В середине 20-годов были выдвинуты новые образовательные задачи – в кратчайшие сроки сформировать у учительства советское мировоззрение и профессиональные качества, необходимые для идейного воспитания молодежи и политехнизации школ. Стали создаваться кабинеты учителей.

К началу 30-х годов с целью повышения квалификации педагогических кадров ее основными организационными формами стали «летние» и заочные курсы учителей.  В 1932 году организуется республиканский научно-педагогический кабинет,    который    в   1933    г.    был   преобразован    в   научно-исследовательский    институт    школ.

Самым трудным для системы повышения квалификации стал период Великой Отечественной войны.

Война потребовала основательной перестройки деятельности всей системы образования того периода, в том числе и общеобразовательной школы, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Тысячи и тысячи образовательных учреждений в прифронтовой зоне были уничтожены и разграблены, превращены в госпитали, казармы, военно-призывные пункты…

Были призваны в ряды Советской армии и работники системы повышения квалификации. На фронтах Великой Отечественной войны воевали: Калинкин В.П. (РИПКСО), Абаринов И.Я., Мамонтов Л.А., Брусничев Н.К. (ИУУ Восточно-Казахстанской области), Самарканов Д.С. (ИУУ Западно-Казахстанской области), Нажмиденов А.Н., Ыдырысов Г., Шахатов С. (ИУУ Мангистауской области), Чистяков Е.К., Мацейлик Л.М., Ахметов Ж.А. (ИУУ Павлодарской области) и др.

Послевоенные годы стали периодом интенсивного развития системы повышения квалификации педагогических кадров Казахстана. Во всех регионах созданы институты усовершенствования учителей, основная задача которых заключалась в объединении кадров методистов в единых центрах для всестороннего и систематического усовершенствования квалификации работников народного образования.

На основании Постановления Совета Министров Казахской ССР от 22 октября 1965 г. № 688 «О мероприятиях, связанных с выполнением Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР» был создан   Центральный институт усовершенствования учителей Министерства просвещения Казахской ССР с местом нахождения в Целинограде. Но вскоре по решению Совета Министров Казахской ССР  (постановление № 894 от 18 декабря 1965 года) институт был переведен в г. Алма-Ату.

С этого момента и началась история Республиканского института, одним из главных направлений деятельности которого является работа с руководящим составом системы образования. Повышению квалификации учителей республики способствовали и областные (городские)   институты   усовершенствования учителей, районные и городские методические кабинеты.

В  1997 году Центральный институт усовершенствования учителей в соответствии с его задачами переименован в Республиканский институт повышения квалификации руководящих  и  научно-педагогических кадров системы образования.

Значимая 50-летняя история РИПК СО доказала свою состоятельность в каждый отдельный период.  За эти годы Республиканский институт внес достойный вклад в повышение профессионального уровня различных категорий педагогических работников. 

В целях реализации широкомасштабных задач, поставленных Министерством образования и науки перед системой повышения квалификации педагогов,  в 2012 году был создан АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», путем слияния разрозненных, маломощных областных институтов  и Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования, который и сегодня является лидером в системе повышения квалификации.

В настоящее время ведется обновление образовательных программ   на основе лучшего казахстанского и международного опыта, развитие инновационной системы повышения квалификации руководящих кадров образования. Совершенно новым направлением в РИПК СО является уникальная программа повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей ВУЗов. Преподаватели ВУЗов изучают  на курсах повышения квалификации инновационные педагогические технологии,  с использованием формативного и суммативного оценивания, цифровые технологии, методики развития критического мышления, использование метода case-study, концептуальных карт, технологии саморазвития и самосовершенствования и  др.

Уникальным и беспрецедентным событием в академической среде Казахстана с 2012 года является обучение на базе зарубежных университетов в контексте программы повышения квалификации на системной основе   преподавателей педагогических специальностей ВУЗов РК.

 Именно руководитель  дошкольного учреждения, школы, колледжа является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности и достижении принципиально нового качества обучения. За последние два года в системе повышения квалификации  обучилось 123 тыс. учителей, в РИПК СО – 14 тыс. 994 человек. Среди них руководители организаций образования, областных управлений образования, городских и районных отделов  образования и их заместители, а также методических кабинетов.

Система повышения квалификации призвана играть ведущую роль в решении поставленных Главой государства задач, комплекса духовных, культурных, языковых проблем, в укреплении общенациональных ценностей. Залогом успешного развития любой идеи является наличие стратегического видения и грамотно разработанная стратегия ее продвижения. Абикей Сатбаев сказал: «Жизнь и наука движутся вперед, соответственно у идущих вперед прогрессивных народов и учителя должны быть на соответствующем уровне — передовыми и образованными». Поэтому и учителя, и руководителя нужно учить!

Высокая миссия НЦПК «Өрлеу» – не только повышать квалификацию педагогов, но и совершенствовать деятельность всей системы  повышения квалификации, создавать современные инновационные программы, направленные на формирование нового мышления  учителей, преподавателей и руководителей организаций образования.

Но, как отметил министр образования и науки Казахстана А. Саринжипов, «ключевая роль в обновлении образования принадлежит, конечно же, учителю». Как известно, качество обучения зависит от уровня квалификации педагога. Именно поэтому на базе НЦПК «Өрлеу» проводится масштабная работа по повышению квалификации педагогических работников по новым уровневым программам. Уже прошли обучение около 40 тыс.учителей, которые должны стать поддержкой в реализации глобальной задачи по обновлению содержания образования.

           Повышение квалификации педагогов становится все более системным, усиливается практическая направленность обучения «Повышение квалификации - профессиональное развитие – непрекращающееся обучение и самореализация».

    Слушатели-руководители учатся  анализировать результаты деятельности школы на основе PEST-анализа  внешней среды организации образования и SWOT-анализа внутренней среды  организации образования.    Наряду с традиционными широко используются интерактивные методы и формы: форумы, дебаты, лекции-дискуссии,  тренинги, ролевые игры,презентации моделей, проектов, семинары-коучинги, кейс-технологии, которые активизируют познавательную деятельность слушателей курсов,способствуют личностно-профессиональному развитию педагогов. 

         В филиалах НЦПК «Өрлеу» профессорско-преподавательский состав совместно с тренерами и приглашенными зарубежными специалистами ведут работу по  формированию ИКТ – компетентности учителей по использованию Smart-технологий, развития профессиональных компетентностей педагогов  по  раннему развитию детей, полиязычия, применения новых подходов в повышении эффективности образовательного процесса, системы модульного обучения, развития проектных и исследовательских навыков учащихся. 

Учитывая все возрастающую значимость непрерывного образования, учитель должен быть готов постоянно повышать квалификацию, осваивая новые образовательные технологии.

Эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя. Великий педагог  В. А.Сухомлинский  сказал: «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Другой гуманист Али Апшерони заметил: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».

Улучшение практики преподавания воз­можно через личностное и профессиональное развитие учителя. Чтобы завоевать авторитет, необходимо быть профессионалом. В прогрессивных странах принято, что если ты считаешься хорошим учителем, то должен постоянно доказывать это.

Отличное знание предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя всегда высоко оцениваются учащимися. Большое уважение,  любовь ученики проявляют именно к мастерам своего дела. Это обязывает учителя  держаться на уровне современной науки и методики преподавания. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Поэтому, наверное, профессия учителя самая интересная.

Результатом повышения квалификации становится внедрение полученных слушателями знаний в их повседневную педагогическую практику. Очень важен в этом плане мониторинг и посткурсовая поддержка учителей. Получение информации о происходящих изменениях в профессиональной деятельности учителя  осуществляется по аналогии с организацией международных исследований по оценке учебных достижений учащихся TIMSSPISA через анкетирование самих учителей, прошедших курсы нового формата, администрации, учащихся, родителей. Так, руководители организаций образования высоко оценили  изменения в организации уроков  окончивших курсы учителей. Они  отмечают, что уроки стали принципиально отличаться от традиционных, активно используются развивающее обучение, коллективная, индивидуальная, парная, групповая  формы работы, новые методики оценивания знаний.

Современной школе нужны учителя, способные «зажигать» своим творчеством, интересные в общении, умеющие тонко чувствовать душу ребенка. Но, однако, не все педагоги такие. Учителя - слушатели наших курсов, очень разные: опытные и молодые, застенчивые и активные. При анализе анкет отмечается, что заметно активизировались  пассивные педагоги, данные курсы смогли помочь раскрыться способностям молодых педагогов, которым не хватало опыта  и  мастерства, особенно при планировании уроков, подборе форм и методов проведения уроков. И это нас очень радует. Главное – постоянное стремление к улучшению своей деятельности. Многие из нас ведь помнят своего первого учителя, на которого все смотрели с нескрываемой любовью, он был для нас особым талисманом в жизни. В этом наверное и кроется таинство учителя.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце».  И эти слова великого писателя актуальны и сегодня!  Именно учителя вносят свой вклад не только в подготовку победителей международных интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований, но и формируют будущих знаменитых людей науки, политики, экономики, образования, искусства, спорта, которые завтра будут представлять наш Казахстан на мировой арене.

Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И счастлив в своей судьбе тот ученик, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлеченность, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью. Благородство учителя непременно отзовется в сердцах его учеников.