Eng Қаз | Рус | Login

Закрыть

Статьи и публикации председателя

"Казахстанская правда" 5 августа 2015 года № 147(28023)

Учитель, способный вдохновить

      Итоги единого национального тестирования 2015 года показали по сравнению с прошлым периодом улучшение результатов на 2,5%. Позитивная статистика стала следствием огромного внимания государства и к образованию, и к учителю. Без сомнения, определяющим фактором качества знаний учащихся является уровень компетентности учителей. На это обращает внимание Глава государства Н.А. Назарбаев: «Надо повышать качество педагогического состава, усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей».

      И потому радуют результаты мониторинга среди слушателей наших курсов. Они показали огромное желание педагогов учиться всему новому. Наблюдается также возросшая активность учителей к исследованию своей деятельности. К примеру, при опросе одного из потоков слушателей, 93% педагогов изменили взгляды на современную организацию обучения. По итогам анкетирования в ряде регионов также отмечается положительное влияние результатов повышения квалификации учителей на качество обучения учащихся.

      Новым подходом в системе повышения квалификации стало введение квалификационного экзамена для слушателей уровневых программ, по итогам которого выдается сертификат. Хотя ранее его выдавали всем слушателям. Так, из числа учителей, обученных по уровневым программам в филиалах «Өрлеу», начиная с 2012 года, сертифицировано 33944 педагога, что составило 98,2%. Сдача квалификационных экзаменов показала, что, оказывается, не все из них успешно усваивают знания. Добавлю, что сертифицированные по уровневым курсам учителя должны получать надбавку к должностному окладу. Это мотивирует к совершенствованию педагогической деятельности, накладывает ответственность за качество своего труда.

      Во время организации курсов повышения квалификации пришло понимание, что недостаток среднестатистического учителя в том, что он по-прежнему пытается исполнять роль главного носителя информации на уроке. Но старая схема построения урока – опрос, объяснение учителем нового материала – уже недостаточна и неэфективна, так как не позволяют ученику активно участвовать в учебном процессе, формировать его личностное «я». Поэтому сегодня нужны учителя, способные вдохновлять, управлять деятельностью ученика. 

      Научить педагога новым технологиям обучения и призвана система повышения квалификации.  НЦПК «Өрлеу» разработал многовекторные программы, учебно-методические пособия, цифровые образовательные ресурсы повышения квалификации. Все они соответствуют мировым тенденциям и задачам реформирования системы образования Казахстана. При этом охвачены все уровни – дошкольное, школьное, ТиПО и высшее образование.

      Сегодня в отечественной практике, как и в мировой, особый смысл принимают консультативные, методические, поддерживающие функции учителя. Главная цель - научить педагога анализировать и исследовать свою практику, выявлять проблемы в конкретном классе.

      Концептуальной основой  новой модели повышения квалификации стала парадигма образования, принятая международным сообществом, – «обучение на протяжении всей жизни». Она ориентирует учителя на самосовершенствование и профессиональную самореализацию, повышение качества и эффективности педагогического труда, на создание паритетного участия учителя и ученика в совместной образовательной деятельности. Все это и отражено в поручении Президента Казахстана: «Біз «Өмір бойына жететін білім алу» моделінен «Өмір бойы білім алып өту» моделіне көшуіміз қажет».

      Эти и другие новые подходы в деятельности Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» делают более эффективной работу по формированию имиджа современного учителя,способного активно и творчески мыслить и саморазвиваться. Сегодня общество как раз нуждается в таком человеке, «подготовленном к жизнедеятельности».

Совсем скоро начнется новый учебный год, в школу придут ученики и их родители. И пусть их встретят достойные учителя – Мастера своего дела, в чьих сердцах горит неугасимый огонь преданности своему призванию.