Eng Қаз | Рус | Login

Закрыть

Статьи и публикации председателя

Білімді ел * Образованная страна №12 (25) 23 июня 2015

Новый формат системы повышения квалификации педагогов Республики Казахстан: сущность и перспективы

      Качество и эффективность любой системы образова­ния в конечном счете зависит от работы педагогов, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии педаго­гов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

      Учитывая анализ опыта передовых зарубежных стран, концептуальной основой новой модели повышения квалификации педагогических работников является парадигма, принятая международным образовательным сообществом, - «обучение на протяжении всей жизни», которая ориентирует педагогов на самосовершенствование и профессиональную самореализацию, повышение качества и эффективности педагогического труда, на создание паритетного участия учителя и ученика в осуществлении совместной деятельности.

      Национальным центром проведено системное обновление учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации в соответствии с приоритетными направлениями развития образования. Программы разрабатываются на модульной основе, выделены инвариантная и вариативная части. Вариативная часть программы позволяет вносить изменения в содержание курсов с учетом региональных особенностей, образовательных потребностей педагога и проводить обучение с любого уровня профессиональной компетентности слушателя. Разработанные программы делятся на общие, повышенного уровня, продвинутые (исследовательские), с приоритетом практическому блоку обучения слушателей.

      Впервые в истории системы повышения квалификации Республики Казахстан для методического сопровождения образовательного процесса разрабатываются учебно-методические комплексы, в состав которых входят обновленное содержание курсов и контрольно-измерительные материалы - тесты, задания для самостоятельной работы, темы проектов и др. Таким образом, новая система повышения квалификации фокусирует внимание учителя на личности ученика, способного к размышлению, анализу и критическому осмыслению своего багажа знаний в рамках опыта взаимодействия с окружающим миром.

      В настоящее время как в мировой, так и в отечественной практике особый смысл имеют консультативные, методические, поддерживающие функции учителя, а также применение стратегий обучения на курсах, во главу которых ставится деятельность слушателей в осуществлении анализа собственных действий. Активно применяются стратегии «Исследование в действии» (Action research), «Исследование урока» (Lesson Study) - учителя занимаются исследованием своей практики, учатся выявлять проблемы в конкретном классе, что позволяет совершенствовать их педагогическое мастерство. Следующим направлением в инновационной деятельности системы повышения квалификации является трехъязычие. Это объективный ответ на сложившуюся геополитическую ситуацию, которая свойственна Казахстану. Наш Президент ставит задачу, чтобы молодежь знала три языка: казахский, русский и английский. Есть опыт подготовки учителей для ведения предмета на двух языках (язык обучения и английский). В АО «НЦПК «Өрлеу» при содействии ОБСЕ внедряется «CLIL» - методика интегрированного обучения языку и предмету. Ведется обучение преподавателей педагогических специальностей высших учебных заведений страны в заграничных вузах-партнерах «Өрлеу» для подготовки будущих учителей к преподаванию своего предмета на английском языке.

      Одним из путей модернизации системы повышения квалификации является проведение, наряду с краткосрочными курсами, трехмесячных курсов по уровневым программам. Для эффективной реализации идей уровневых программ в 2013 году во всех филиалах созданы Центры уровневых программ, в которых сегодня работают 238 тренеров, имеющих международный сертификат Университета Кембриджа и сертификат ЦПМ АОО «НИШ».

Особенностью содержания данной программы является сочетание занятий в институте повышения квалификации с практической работой в школе, направленное на внедрение в учебный процесс инновационных подходов, синтезирующих в себе опыт мирового образования. Учителя знакомятся с научно-исследовательским подходом к практике преподавания, с передовыми теориями и опытом зарубежных коллег, рассматривают стратегии и приемы оценивания учащихся, обучения критическому мышлению.

      В 2012 году из числа учителей, обученных в филиалах «Өрлеу», сертифицировано 6540 (99%), в 2013 году сертифицировано 9803 педагога (99%), в 2014 году сертифицировано 11239 учителей (98,5%), что свидетельствует о высоком качестве обучения филиалами по уровневым программам.

      Важным фактором мотивации учителей во внедрении новой философии образования в практику является существенная надбавка к должностному окладу по результатам сертификации. Впервые государством сделан беспрецедентный шаг, который связывает повышение квалификации учителя с повышением его заработной платы. Думаю, что вложенные государством средства в повышение квалификации педагогов будут обязательно продуктивными.

      Для выполнения целевых индикаторов Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг. по достижению школьниками высоких результатов в международных сравнительных исследованиях PISA, в 2014 году впервые тренерским составом (90 человек), прошедшим обучение по программе образовательной компании Pearson Education, проведены курсы повышения квалификации по развитию функциональной грамотности учащихся.

      Всего прошли обучение по данной проблеме 14892 учителя. Первые результаты уже видны, так как предварительные итоги международного исследования учебных достижений учащихся PISA-2015 показали значительное улучшение результатов по сравнению с 2012 годом.

      Совершенствуется с учетом лучшего мирового опыта и учебный процесс повышения квалификации работников ТиПО.

Обновляются содержание учебных программ, методы и формы курсов повышения квалификации педагогов с учетом требований дуальной системы обучения. Национальным центром подписан Меморандум о сотрудничестве с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» и ее региональными филиалами, который позволяет проводить курсы на производственной базе конкретной отрасли производства или базе кластерного колледжа.

      Благодаря пятистороннему соглашению, подписанному АО «НЦПК «Өрлеу» с Региональной палатой предпринимателей в областях, начальниками обл/гор УО, Ассоциацией работодателей, директорами колледжей, совместно разрабатываются учебные программы и учебно-тематические планы повышения квалификации курсов нового формата. В них 70% учебного времени отведено практико-ориентированной подготовке, где занятия ведут специалисты данной отрасли производства.

С созданием АО «НЦПК «Өрлеу» впервые функционирует новое направление в деятельности СПК - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических специальностей вузов.

      Формат курсовой подготовки - это сочетание дистанционного обучения для изучения теоретического материала, тестирования в режиме онлайн и очных интенсивных тренингов в Республиканском институте повышения квалификации системы образования или в зарубежных вузах-партнерах. По данной программе прошли повышение квалификации 2900 преподавателей, в том числе за рубежом обучились 544 слушателя, которым по завершении обучения выданы два сертификата: «Өрлеу» и зарубежного вуза.

Отметим, что в СПК сформировано 10 групп педагогов вузов, прошедших стажировку в зарубежных университетах на английском языке.

      Филиалами АО «НЦПК «Өрлеу» осуществляется посткурсовая поддержка учителей, окончивших уровневые и краткосрочные курсы: наблюдение уроков, проведение мастер-классов, обучающих семинаров, форумов и конференций учителей, консультаций.

Создано профессиональное сетевое сообщество педагогов республики в АО «НЦПК «Өрлеу» и филиалах, способствующее обмену опытом работы, обсуждению актуальных вопросов обучения на дискуссионных площадках.

      В деятельности АО «НЦПК «Өрлеу» по профессиональному развитию педагогов большое внимание уделяется интеграции содержания аудиторных занятий с межкурсовыми мероприятиями посредством проведения Международных конференций, семинаров, онлайн-семинаров, конкурсов профессионального мастерства.

      Так, для повышения статуса педагога, мотивации к профессиональной самореализации, выявления и распространения профессионально значимого опыта педагогов проводятся конкурсы в системе АО «НЦПК «Өрлеу» - «Лучший методист года» и «Лучший психолог года», а также Республиканские педагогические чтения.

      Мы понимаем, что модернизация системы повышения квалификации невозможна без изучения и внедрения международного опыта. С этой целью 311 сотрудников АО «НЦПК «Өрлеу» прошли обучение за рубежом по актуальным направлениям развития системы образования и СПК педагогов во Франции, в Южной Корее, Австралии, Сингапуре, Великобритании, России.

      Великий отечественный педагог Ибрай Алтынсарин более 100 лет тому назад сказал: «Для народных школ учитель составляет все. Все зависит от учителя, от его подготовки к педагогической работе, от его любви к своему делу. Учитель - это сердце школы».

Мы благодарны Президенту нашей страны Н.А. Назарбаеву за поддержку великой миссии пе­дагогов!